-->

Как играют свадьбу онлайн

Коллективы округа воссоздали старинные обряды
Сценическое воплощение фольклорно-этнографического материала продемонстрировали шесть районов округа
Сценическое воплощение фольклорно-этнографического материала продемонстрировали шесть районов округа

13 ноября прошел областной конкурс фольклорных коллективов «Один день бурята». Формат проведения стал уже традиционным — дистанционным. По задумке организатора — Усть-Ордынского центра народного творчества — художественным коллективам предстояло показать фрагменты старинных обрядов, народных праздников, молодежных игрищ, картин народного быта бурятского народа. Чем смогли удивить коллективы даже на расстоянии, читайте в нашем материале.

Съемки на «отлично»

До сих пор в некоторых деревнях живы обряды предков, пришедшие с незапамятных времен: звучат напевы на торжествах, танцуют ёхор. А помогают возрождать эти традиции фольклорные коллективы. На суд жюри в этом году свои работы по реконструкции народного творчества отправили шесть коллективов округа: «Бадма сэсэг» из Аларского района, «Баян дайда» Баяндаевского района, «Ургы» Боханского района, «Тэрэнги» Осинского района, «Адууша» Нукутского района, «Баян тала» Эхирит-Булагатского района.

По словам организаторов, конкурс прошел на достойном уровне.

— Все выступления были сняты на видео. В таком непривычном формате смотреть и оценивать театрализованные представления было, конечно же, не совсем удобно. Все-таки приятно, когда все происходит на сцене, есть взаимосвязь между зрителями и артистами. Но тем не менее мы остались довольны. Было видно даже через видеозапись, как с каждым годом растет исполнительское мастерство наших коллективов. Радует, что усложняется и обновляется репертуар. Это отметили и члены жюри, — рассказала Ирина Молоткова, организатор мероприятия, заведующая отделом народного творчества.

В этом году оценивали работы Елена Шаракшинова, председатель жюри, заведующая кафедры бурятской филологии ИФИЯМ, Вероника Харбанова, начальник отдела образования администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, и Елена Секретарева, директор ОГБУК «Усть-Ордынский центр народного творчества».

Подчеркнули члены жюри и тот факт, что все материалы были отсняты в хорошем качестве, в некоторых был заметен профессиональный монтаж, хотя это и не являлось критерием.

— Когда мы меняли положение на дистанционный формат, то не включали пункт о том, что должна быть хорошая съемка. На наш взгляд, это не являлось бы основным критерием творчества, — поделилась Ирина Молоткова.

Коллективы представили на конкурс фрагменты родильных, свадебных, календарно-бытовых обрядов с широким использованием локального материала, включая образцы песенного, ёхорно-хороводного творчества. И по итогам просмотренных конкурсных работ жюри распределило места следующим образом:

1-е место — фольклорный коллектив «Тэрэнги» (с. Ирхидей, МО «Осинский район»);

2-е место — народный фольклорный коллектив «Ургы» (с.Хохорск, МО «Боханский район»);

3-е место — народный фольклорный коллектив «Баян тала» (с. Ново-Николаевск, МО «Эхирит-Булагатский район»).

Сметанная вечеринка

Поразить своим представлением сумел, пожалуй, один из самых титулованных коллективов — «Тэрэнги» из Осинского района. Поти 10 лет коллектив радует зрителей новыми представлениями и победами. Уже второй год подряд коллектив по-новому расцветает на этом конкурсе, под стать своему названию — в переводе с бурятского «тэрэнги» означает «багульник».

В этот раз актеры окунулись в 1950 год и оказались на празднике Зоохэй наадан — Сметанной вечеринке. Сегодня он сохранился в некоторых районах Иркутской области и Республики Бурятия и отмечается каждый год в некоторых муниципальных образованиях нашего округа, в том числе и Осинском районе.

Зачастую он проводится после посевной или после большого Тайлагана — 12 июня. По поверьям, проводить обряд могут только мужчины — именно они поднимаются на священную гору, проводят жертвоприношение и просят богов дать людям благополучие, оградить от бед и болезней. Приближаться к ним в это время нельзя. Женщинам запрещено даже наблюдать за священнодействием. Они остаются внизу, у подножия горы. Готовят саламат — зоохэй и ждут возвращения мужчин. А уж когда все собираются вместе, начинается праздник. В старину он затягивался на неделю и даже месяц. Юноши выбирали себе невест, а племена — вождей. Хорошим знаком было, если после обряда шел дождь — считалось, что тогда боги приняли молитвы.

О древних традициях и празднованиях рассказывают артистам старейшины села — Александра Африкановна Хоткина и Елена Семеновна Башинова. Благодаря им по крупицам создаются такие зрелищные представления.

Хороводы и рыбалка

К старшему поколению прислушиваются и в Аларском районе. Хоть коллектив «Бадма сэсэг» и не занял призового места, но зато смог поразить жюри и заработать их симпатию. К тому же участие в этом конкурсе 12-летний коллектив принимал впервые.

Они представили древний обряд сватовства по-новому. История, которая развернулась на сцене, такова: один бурятский юноша влюбился в русскую девушку и решил во что бы то ни стало жениться. К счастью, родители парня противиться не стали, и пока они готовились к свадебным хлопотам, отправили его оповещать родных. То же самое происходило в русской семье, но по своим традициям. Возлюбленная бурятского парня рассказала семье, что выходит замуж. Как и положено — мать причитала, пела песню о том, как выходит ее доченька замуж и покидает родимый дом. Присоединились к этому и подружки девушки — тоже исполнив песню…

— Мы решили реализовать такой сценарий, потому что у нас в муниципальном образовании живут представители разных народов. Поэтому мы сделали межнациональную свадьбу, показав традиции народов вместе и по отдельности, — поделилась Елена Селезнева, участница фольклорного коллектива «Бадма сэсэг».

Демонстрируя обычаи двух народов, коллектив сумел найти и точки соприкосновения. Как известно, ни одно торжество бурятского народа не обходится без ёхора. На что русская семья в постановке ответила своим древним танцем — хороводом. Так танцевально и было завершено оригинальное русско-бурятское представление. 

Особое внимание коллектив уделил театрализованным атрибутам. Тут были и сундуки, и бурятская традиционная пища в котле, а самый главный акцент сделали на рыболовстве — ведь любое упоминание о селе Аляты Аларского района у знающих людей первым делом вызовет ассоциации со знаменитым озером, в котором водятся вкусные караси, а также, по утверждениям многих, сказочные русалки. Ну и как было не затронуть тему знаменитого озера?

Сейчас в планах коллектива расширить свой репертуар и подумать над другими обрядами. Возможно, в следующем конкурсе «Бадма сэсэг» снова поразит чем-то необычным.

А пока центр народного творчества занимается подготовкой итогового видеоролика, в котором можно будет увидеть некоторые эпизоды всех театрализованных постановок.