Мы не ищем легких путей

Как экипаж из Ангарска выиграл соревнования Красноярского края
Текст: Лена Давидович , Фото: предоставлено Дмитрием Кириленко , Пятница , № 38 от 16 октября 2020 года , #Спорт
Ангарчане Альберт Туманов (слева) и Дмитрий Кириленко — победители открытого чемпионата Красноярского края  по автотуризму «Енисейские версты», единственные гости, экипаж «котлеты боевой», наделали много шума среди красноярских джиперов. И конечно же — ГАЗ, автомобиль для преодоления препятствий, доведенный до ума собственными руками
Ангарчане Альберт Туманов (слева) и Дмитрий Кириленко — победители открытого чемпионата Красноярского края по автотуризму «Енисейские версты», единственные гости, экипаж «котлеты боевой», наделали много шума среди красноярских джиперов. И конечно же — ГАЗ, автомобиль для преодоления препятствий, доведенный до ума собственными руками

Такие трюки любят демонстрировать экипажи машин класса «экстрим».  С помощью лебедки затягивают машину на вертикальные поверхности, в том числе  и на стволы деревьев. Эффектно!
Такие трюки любят демонстрировать экипажи машин класса «экстрим». С помощью лебедки затягивают машину на вертикальные поверхности, в том числе и на стволы деревьев. Эффектно!

В начале октября в Красноярском крае состоялись соревнования по спортивному автотуризму «Енисейские версты». Автомобильный туризм — спорт, доступный всем, кто имеет полноприводный автомобиль (особенно самостоятельно доведенный до ума). Участникам необходимо доехать до запланированной труднодоступной точки и вернуться, не повредив свой автомобиль. На открытый чемпионат Красноярска заявились ангарчане: экипаж Дмитрия Кириленко, Альберта Туманова и Владимира Старкова. И победили в номинации ««Бывалый» (экстрим)!

Дмитрию Кириленко 29 лет, он работает в ангарском СТО «Буксир» автослесарем. В свободное от работы время доводит свою машину до ума: когда Диме было 10 лет, отец подарил ему ГАЗ-69. С тех пор машина, мягко говоря, существенно изменилась.

Теперь это настоящая «боевая котлета» — так на автомобильном сленге называют автомобили, на которых нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. Они предназначены исключительно для соревнований, которые проходят в болотах, в лесах, по местности, изрытой оврагами, карьерами, с ручьями и реками. Такие автомобили умельцы делают максимально легкими и сверхпроходимыми.

На ГАЗе Дмитрия Кириленко стоит V-образный мотор, шестицилиндровый, объемом 3,4 литра. До ста км/час машина разгоняется за 7,5 секунды. Бензина ест: по городу 12 литров, в боевом режиме — 25. Бак рассчитан на 38 литров топлива.

— У этого мотора хороший потенциал, — объясняет Дмитрий Кириленко «Пятнице». — Крутящий момент — приближенный к дизельному, и динамика лучше. Он компактней и легче.

Чтобы снизить вес машины, были сняты четыре пакета рессор и заменены на пружинную подвеску (передние продольные тяги от «Прадо», задние продольные тяги самодельные, за основу были взяты тяги от «Ленд-Крузера»). Новая подвеска позволяет колесам двигаться вниз на 45 градусов от горизонтали. «Вылет колеса» называется. Это чрезвычайно важно для триал-гонок. Теперь машина по пересеченной местности может идти со скоростью 80—120 км в час! По лесу (не по лесной дороге, а именно по лесу) — 60—70 км в час. В два раза быстрее прежнего! А еще машина может с первого раза на скорости зайти в поворот 90—180 градусов. Раньше получалось только в три маневра.

Было отрезано полкузова. Каркас безопасности сварили из хладнокатанных труб диаметром 45 см с толщиной стенки 3 мм (все по регламенту Российской автомобильной федерации — РАФ). Это позволяет пилоту и штурману не получить травмы в момент опрокидывания автомобиля. В общем, в результате всех переделок от веса в 1800 кг в машине осталось 1200.

С такой машиной ангарчане Дмитрий Кириленко, его штурман Альберт Туманов и механик Владимир Старков 1 октября выдвинулись на открытый чемпионат Красноярского края по автотуризму. Машину везли в нанятом грузовике. Сами ехали следом на своих автомобилях. Владимир прихватил с собой «полгаража» инструментов и агрегатов. К счастью, ни одной поломки в ходе гонки с ГАЗом не случилось. Зато случилась оглушительная победа! Экипаж гостей, а наши ребята были там единственными не из Красноярского края, занял первое место в классе «Бывалый» (экстрим).

По условиям соревнований, нужно было «собрать точки» на полигоне площадью в 50 гектаров. Там был и заброшенный карьер-каменоломня, и болота, и лес с вываленными после бури деревьями. Трасса была кольцевая. Нужно было, согласно обозначенной легенде, двигаться по карте, используя спутниковую GPS-программу, и собирать «точки». Причем было такое препятствие, которое в прошлом году никто одолеть не смог. А наши забрались!

Дмитрий воссоздает картину: «Крутой подъем оврага, на котором лежит огромная труба, на нее наползает сверху, торча из земли, другая, сломанная, а сверху еще бревно. Почва мокрая, глина… В прошлом году, ребята рассказывали, экипажи по часу рубились, но так эту точку никто и не взял. Мы взяли за 14 минут!»

В результате отрыв оказался колоссальный. Наши собрали 25 «точек» из 37, заработав 84 балла. Занявшие второе место красноярцы осилили 12 «точек» и взяли 32 балла. Те, что заняли третье место, смогли добраться всего до пяти «точек».

— Это мы еще машину берегли, потому что у нас 10 октября следующие соревнования, — смеется Дмитрий.

Кстати, в красноярском регламенте прописано, что в машине может быть столько штурманов, сколько есть посадочных мест. У экипажа, который занял второе место, в машине было три человека, пилот и два штурмана. Зачем? Двоим штурманам удобнее раскручивать лебедку или якорь закапывать (его закапывают в почву, когда нет возможности «залебедиться»). От работы штурмана зависит едва ли не 90% успеха. Штурман должен хорошо знать маршрут, уметь выбрать лучший путь, быстро «залебедиться» или поставить якорь. Альберт с этими задачами справлялся один.

Конечно, машина и произведенные в ней изменения не могли не заинтересовать красноярцев. Газик из Ангарска пользовался повышенным интересом:

— Можно составить топ вопросов, которые нам задавали: какие мосты стоят и почему они не ломаются? какой мотор? что сделали с трансмиссией? как работает подвеска? почему она у вас едет? Победой своей гордимся. Мы представляли Ангарск и Иркутскую область. У нас и флаги с собой были. Выступали под эгидой иркутского клуба «Протектор». За первое место нам вручили качественный такой мангал, — смеются победители.

Те соревнования, для которых экипаж наших земляков берег машину, прошли 10 октября под Маркова. «Ориентировка 2020». Длились они с 8.30 до 01.00 следующего дня. В классе «экстрим» участвовало 6 машин. Дмитрий и его штурман Михаил Ружников (Альберт Туманов в этот раз был среди организаторов мероприятия и в соревнованиях участвовать не мог) заняли третье место.

Эпизод соревнований в Красноярском крае. Не только танки грязи не боятся, но и газики. Альберту Туманову, как штурману ангарского экипажа, доставалась самая грязная работа
Эпизод соревнований в Красноярском крае. Не только танки грязи не боятся, но и газики. Альберту Туманову, как штурману ангарского экипажа, доставалась самая грязная работа