Не смог перелететь через Саяны?

Пилот с многолетним стажем — о том, что могло случиться с пропавшим самолетом Ан-2
Виталий Мациевский, пилот пропавшего самолета Ан-2 авиакомпании «Феликс». 19 ноября будет ровно четыре месяца, как воздушное судно (два члена экипажа и четыре пассажира) пропало во время опыления против шелкопряда
Виталий Мациевский, пилот пропавшего самолета Ан-2 авиакомпании «Феликс». 19 ноября будет ровно четыре месяца, как воздушное судно (два члена экипажа и четыре пассажира) пропало во время опыления против шелкопряда

Всю прошлую неделю в Черемховском районе велись поиски самолета Ан-2, вылетевшего из бурятского поселка Кырен и пропавшего еще 19 июля. На его борту находились два члена экипажа и четверо пилотов других самолетов авиа-компании «Феникс», которые должны были участвовать в авиационно-химических работах. Исчезновение Ан-2 так и остается загадкой. В конце сентября его поиски официально прекратили — такое решение приняли в Росавиации, но возобновили на прошлой неделе.

— Приказом Росавиации от 23 сентября поиск прекращен — его подписал первый замминистра транспорта России Александр Нерадько. Причины две. Первая — выпал снег и в горах уже ничего не видно. Вторая — все, что можно было осмотреть с воздуха, мы осмотрели. Борт не найден, — сообщил СМИ начальник регионального координационного центра поиска и спасания Сибирского авиационно-спасательного центра Виктор Дрегер.

Но как выяснилось, благодаря анализу биллинговых данных с телефонов членов экипажа удалось установить наиболее вероятное место нахождения пропавшего самолета — это Черемховский район Иркутской области. В связи с этими данными губернатор региона обратился в Федеральное агентство воздушного транспорта с просьбой возобновить поиски. Он отметил, что власти региона не могут оставить в беде родственников тех, кто был на борту. Площадь поиска было предложено сузить до Черемховского района.

На прошлой неделе поисковая группа проверила участки Черемховского района, провела аэрофотосъемку и видеосъемку. Сейчас собранные МЧС материалы находятся на обработке. По данным ведомства, биллинговые координаты, которые являлись основанием для возобновления поисков, результатов не дали.

Между тем наши коллеги из улан-
удэнского издания «Номер один» записали версию об исчезнувшем самолете, которой с ними поделился бурятский пилот и экс-руководитель авиакомпании «Бурятские авиалинии» Анатолий Абашеев.

По его мнению, взлетев из аэропорта Кырен, Ан-2 полетел вдоль Тункинской долины, постепенно набирая высоту. Самолет маломощный, и для того, чтобы сразу набрать высоту и пересечь высокие Восточные Саяны, дабы попасть в Черемховский район Иркутской области, летчикам пришлось маневрировать среди скал.

— Они, судя по всему, исследовали ближайший путь, пытаясь найти кратчайший маршрут через Саяны на ту сторону горных хребтов, — полагает летчик. — Ведь на следующий день им предстояло взлетать с аэродрома с полными баками химикатов, чтобы обрабатывать тайгу от вредителей. От правильности курса зависела эффективность обработки территории с точки зрения безопасности и экономии топлива.

Как считает Абашеев, самолет уже давно нашли бы, если б он совершил экстренную посадку, например в связи с неисправностью двигателя.

— Мы сажали этот тип самолета практически на любую площадку. Более того, Ан-2 мог спланировать даже на лес, а люди могли остаться в живых, — отмечает он. — Но во время пилотирования в горах самолет мог сбиться с курса и зацепиться за горный кряж. Возможно, имелся и фактор плохой видимости — ведь пилоты полетели в горы за час до захода солнца. В результате столкновения самолет мог мгновенно разрушиться.

Абашеев считает, что если бы самолет остался цел, его нашли бы в течение нескольких дней, «поскольку в этом случае объект визуально хорошо бы просматривался». А вот мелкие обломки самолета, которые упали в лес и за это время успели частично зарасти травой, найти практически невозможно.

Пристальное внимание на землю

«Все воздушные суда, совершающие полеты над территориями, где пропал борт, получают информацию об этом и внимательно осматривают местность с воздуха», — говорят специалисты Сибирского авиационно-поисково-спасательного центра. В центре также сообщили, что Ми-8, пропавший в августе 2014 года в Туве, был обнаружен почти год спустя. Вертолет выполнял рейс из населенного пункта Соруг в город Кызыл 10 октября 2014 года и пропал. На его борту было 14 человек. В середине ноября были прекращены поиски вертолета с воздуха, а в конце ноября и наземные поиски. Ми-8 был обнаружен случайно в августе 2015 года в верховьях реки Улуг-О.