Подарок c дыркой

В старину в бурятских сёлах бабушки приносили новорождённому особые носочки — шагээбшэ
Мастерицы в библиотеке села Гаханы показывают, как правильно разобрать шерсть перед началом вязания
Мастерицы в библиотеке села Гаханы показывают, как правильно разобрать шерсть перед началом вязания

Вероника Амарова до сих пор вяжет носки внукам
Вероника Амарова до сих пор вяжет носки внукам
Мария Борисовна Алексеева сохранила железный крючок своей свекрови
Мария Борисовна Алексеева сохранила железный крючок своей свекрови
В Гаханах свой способ вывязывания пятки у носков
В Гаханах свой способ вывязывания пятки у носков

Традиции оригинального вязания по-бурятски понемногу уходят в прошлое. Сейчас нет необходимости создавать одежду из продукции подсобного хозяйства, и поэтому мало осталось тех мастериц, кто вечерами из большого мешка с овечьей шерстью вытягивает тонкие нити и сматывает их в клубок. Раньше из таких ниток вязали для всей семьи носки и рукавицы — шагээбшэ и соботхо (или осботхо). Изделия получались тёплыми, толстыми и мягкими, спасали от зимних ветров и морозов.

Сведения о народных промыслах, уходящих в историю, собирают и сохраняют для потомков специалисты Иркутского областного Дома народного творчества. В очередной этнографической экспедиции в сёла Корсук и Гаханы Эхирит-Булагатского района побывала Лидия Мельникова — она готовит к публикации очередной сборник о самых разных видах рукавиц и носков, которые изготавливали и носили на территории Иркутской области.

Многие взрослые жители сёл и посёлков бывшего УОБАО помнят, что в детстве сами носили носки и варежки из непрядёной овечьей шерсти, заботливо связанные крючком бабушками или мамами. И сами умеют создавать такие вещи, и овец держат и стригут, просто время диктует другие условия, другую моду. Одежда для рук и ног, купленная в магазине, сшитая из ткани или даже связанная из промышленной шерсти, на бурятском языке называется совсем по-другому — бээлэй и оймхон.

Зачем нужны носки без пяток

В селе Корсук мастериц, хорошо помнящих ремесло своих предков, пригласили в культурно-информационный центр поделиться знаниями и умениями с экспедицией. Вероника Амарова — одна из немногих, кто до сих пор по вечерам с удовольствием готовит всё новые клубки для вязания.

— Сейчас мало кто вяжет такие носки да рукавицы, я вот своим внукам да соседка моя своим, — рассказывает Вероника Амарова, жительница села Корсук Эхирит-Булагатского района. — Даже дети в садике удивляются: говорят, что такие носки носят только бабы Веры внук, Артурка, и Светланы Петровны внучка — Валерия.

— Раньше наши мамы начинали вязать носки летом, когда шли дожди, — вспоминает своё детство Светлана Булытова, директор МКУК «Культурно-информационный центр МО «Корсукское», — чтобы успеть до холодов для всей семьи сделать, чтобы выстирать и на солнце высушить как следует. Выжимали, скручивая в трубочку, чтобы сильно не садились. Вещи толстые получались, сохли долго.

— Для начала работы берём нестираную шерсть, распушаем её, мусор стараемся вычистить, — поясняет Вероника Марковна. — Вытягиваем из неё нить, чуть подкручиваем и сматываем в клубок. Кто-то вяжет сразу из мешка, но мне так неудобно. По толщине нити и определяется, насколько хороша шерсть: чем тоньше тянется, тем лучше. Затем набираем петли, прикидываем на руку, прибавляем 5—6 на усадку и вяжем полустолбиками без накида. Начинаем снизу, первые два-три круга вяжем за заднюю стенку, чтобы получилась отделка другим узором, затем продолжаем за переднюю.

Для пятки на носках и пальца на варежках оставляли дырки соответствующего размера, затем их вкруговую довязывали сколько нужно.

— Новорождённым детям вязали без пяток и без пальца и, чтобы не слетали, сверху просто надевали бельевую резинку, — добавляет руководитель кружковой работы центра Виктория Барташкина. — Вязали без пяток носки и в многодетных небогатых семьях, чтобы как можно больше членов семьи с разным размером ноги могли их надевать — кто на охоту, кто по дрова.

— А нам в детстве вязали носки с добавлением цветной полоски, — вспоминает Светлана Булытова, — причём не выбирали, ввязывали тот ирис, что был. Вот у меня была красная полоска, а у сестры — жёлтая.

— У меня даже часть такого носка сохранилась — добавляет Вероника Амарова. — Когда на пятке образовывалась дырка, её отстригали, чтобы сэкономить и время, и шерсть, а к голяшке привязывали новую подошву.

Крючки как память о бабушках

В селе Гаханы местом встречи этнографической экспедиции и мастериц стала библиотека. Здесь сразу особой темой разговора стали крючки. В большинстве случаев перед вязанием крючки выстругивали из щепки, обычно сосновой, реже — берёзовой или лиственничной. Сосна — материал ломкий, и инструменты получались одноразовыми.

В семье Марии Борисовны Алексеевой сохранился железный крючок свекрови — короткий, загнутый, с намотанной на конце полоской сыромятной кожи, чтобы удобнее лежал в руке и не натирал ладонь.

— После войны я приехала в Эхирит-Булагатский район работать учительницей, вышла замуж, и вот свекровь Сысык Ходоевна научила меня вязать, — вспоминает Мария Борисовна. — Она сидела вечерами, и я за ней повторяла. Своим детям вязала носки, а для варежек ещё на швейной машинке строчила верхонки, чтобы сверху надевали. Просто вязаные быстро пачкаются да рвутся — не навяжешься: работы-то много физической, за скотом ходили. За тканью для верхонок в город ездили.

Сейчас у Марии Борисовны 8 внуков, 4 правнука. В силу своего возраста пенсионерка уже не может вязать для них рукавицы и сокрушается, что пока никто из них не захотел научиться вязанию по-бурятски.

У библиотекаря Вероники Мотошкиной тоже сохранился бабушкин крючок — из лучевой кости или барана, или свиньи, точно не известно. За много лет работы его так отполировали, что он даже блестит.

— Я в детстве ходила в носках и варежках, связанных этим крючком, — говорит Вероника Михайловна, — а сейчас он хранится как семейная реликвия у мамы в шкатулке. Раньше я тоже свою семью обвязывала, сейчас это ремесло как-то подзабылось.

В Гаханах, в отличие от Корсука, многие вяжут варежки не снизу, а сверху — тогда мысок получается не острым, а плоским. И называют их не соботхо, а осботхо.

— Начинаем вязать с небольшой цепочки воздушных петель, её не соединяем, а по кругу обвязываем и по бокам петли прибавляем сколько нужно, — делится женщина. — Я мужу такие варежки вязала, когда хотела его поразить своими умениями. Важно ещё, чтобы уже стираные рукавицы были свободны — тогда и руке теплее, и работать удобнее.

«Крышку» не дарят

Есть в Гаханах и иной способ вывязывания носков для младенцев: полотно вяжут с носка по кругу, потом поперёк привязывают голяшку — получается удобная пинетка с пяткой. И времени много не занимает.

— Для детей ничего нельзя за один вечер ни сшить, ни связать, — строго замечает Октябрина Алексеевна Хинхаева.

— И дарить новорождённым ни чепчики, ни шапки нельзя: отверстием вниз считается «крышкой», а приносить можно только то, что дыркой наверх — к небу, к солнцу, носки, например, или пинетки, — добавляет Антонина Николаевна Буйнова. — Ребёнку расти надо здоровеньким. Мы до сих пор в это верим. А если, например, вы своей подруге хотите подарить шапку, которую сами сшили или связали, то она в ответ должна дать вам символическую копеечку.

Носки за ночь

— В 90-х, когда жили нелегко, а дети были маленькими, пришлось вспомнить, как моя мама вязала мне из овечьей шерсти, — рассказывает Вероника Харбанова, директор ОГБУК «Усть-Ордынский национальный центр народного творчества». — А как-то муж на охоту собрался, хватился — тёплых носков нет, а утром уезжать. И я ему за ночь носки связала. Забыла, как пятку делать, вспомнила по ходу дела. Выстирала быстро с мылом, на полено натянула и к печке поставила, чтобы высохли до утра. А мама меня учила, что стирать изделия из овечьей шерсти нельзя хозяйственным мылом — только порошком, иначе они сильно сваливаются. А тогда не то что порошка стирального — шампуня не достать было.

После разговора с жителями Корсука и Гахан, многие, вспомнив на практике былые умения, решили вернуться к подзабытому вязанию по-бурятски.

— Шерсть есть, вязать умеем, время найдём, — воодушевились женщины.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments