Виктор Цой жив!

30 лет назад в Иркутске состоялся концерт легендарной группы «Кино»
Текст: Виктория Шабалина , Фото: Константин Куликов , Копейка , № 19 от 3 июня 2020 года , #Культура
Стадион вместе с группой «Кино» пел песни, которые на тот момент уже считались культовыми
Стадион вместе с группой «Кино» пел песни, которые на тот момент уже считались культовыми

Звезда по имени Цой
Звезда по имени Цой
Большинство поклонников видели кумира в первый и последний раз…
Большинство поклонников видели кумира в первый и последний раз…

В юбилейный год мы решили поделиться эксклюзивными кадрами со стадиона «Труд» и опубликовать воспоминания иркутян о концерте легенды советского рока.

Тогда иркутские журналисты были заняты приездом в город принцессы Анны, члена британской королевской семьи. Репортажи о визите высокой особы занимали первые полосы газет. Культовый концерт Цоя (тогда никто не знал, что последний) сохранился лишь благодаря непрофессиональной видеозаписи, сделанной продюсером группы Юрием Айзеншписом на стадионе «Труд», и фотографиям Константина Куликова, представлявшего тогда городскую студенческую газету «Студия».

Шанс в один кадр

— В Иркутске группа «Кино» выступала 27-го и 28 мая 1990 года — у меня это даже на негативах помечено. Приехали они после концерта в Ангарске, — вспоминает Константин Куликов. — А перед питерцами, скажем так, на разогреве выступали Вадик Мазитов и «Принцип неопределённости» — это уже наши местные рок-звёзды. И сейчас я говорю без сомнения: это самая известная, мощная и наиболее популярная наша группа за всю историю иркутского рок-движения.

А с Айзеншписом был у нас предварительный договор на тот концерт, что для фоторепортажа в нашу музыкальную газету «Студия» отсниму я плёнку. Однако перед самой съёмкой «киношный» продюсер от слов своих отказался напрочь. И вот, помню как вчера, стоим мы с Айзеншписом в подтрибунном коридоре стадиона «Труд». «Принцип неопределённости» уже доигрывает, скоро Цою на сцену. А мы рядимся. Я: «Вы обещали мне разрешение на плёнку». Он включил заднюю: «Ничего я не обещал». Пришлось надавить — всё же сторговались на съёмку. Но… только на один кадр.

И вот стою я посередине иркутского стадиона «Труд» с вопящими трибунами. Передо мной в трёх метрах — группа «Кино». За плечом — Айзеншпис, впившийся взглядом в гашетку фотоаппарата, чтобы отсчитать: раз! — и долой меня. Тяну время, отстраиваюсь, понимая, что шанс единственный, а техника советская, настройки ручные, резкость — как получится. Попасть необходимо сразу. А тут ещё этот надзиратель под локоть лезет, трясёт... В общем, щёлкнул я два раза — Айзеншпис просмотрел. А я оба раза в десятку…

Сейчас в Интернете можно найти то видео, где Айзеншпис снимал на нашем стадионе «Кино» на видео. Это было 27 мая. Потому как 28-го он был точно без камеры — я помню. Первую пару песен он простоял у меня за спиной, когда я делал портрет Цоя вблизи: видимо, он считал щелчки моего фотоаппарата, так как разрешил сделать только один кадр. А потом он уже стоял у выхода на поле у трибун и один-два раза запустил фанатов к сцене. У меня есть фото и того момента. Кстати, со мной к сцене сумел пройти под видом ассистента и мой приятель Гриша Бобылёв, фотограф-любитель, работавший тогда где-то в недрах иркутского Академгородка. Ему со мной к сцене удалось протиснуться мимо Айзеншписа, и он также пощёлкал Цоя вблизи. Причём, кажется, он снимал на цветную плёнку. Но та его съёмка так и канула в Лету… Эх, Гриша…

Как сейчас понимаю и критически оцениваю, те мои снимки с концерта Цоя в Иркутске — это всё, что можно было тогда снять «Зенитом» на советскую «Свему» начинающему фоторепортёру, студенту-третьекурснику отделения журналистики госуниверситета.

А вот как вспоминал тот концерт Григорий Бобылёв:

— Я пришёл на стадион, а меня не пускают менты. Думаю: надо сыграть. Подхожу к начальнику и говорю, отдав честь: «Товарищ майор, разрешите произвести фотосъёмку известного эстрадного певца Виктора Цоя?» На что майор мне ответил, чтобы я разворачивал аппаратуру. И я там всё, что надо и не надо, развернул: объектив огромный, штатив, вспышку средь бела дня, проводов кучу... Всё это, значит, я поставил, майор посмотрел — сказал, чтобы пропустили корреспондента... Вот так и снимал.

«Спасибо, что вы есть»

Виталий Калгин, автор вышедшей в прошлом году книги «Цой и группа «Кино». Памятный альбом», собрал воспоминания друзей Цоя, людей, которым посчастливилось побывать на концертах группы «Кино». Связался он и с иркутянами, которые были на стадионе «Труд» в те памятные для фанатов Виктора Цоя дни. Их рассказы он также приводит в своей книге.

— На концерт Цоя 28 мая 1990 года в Иркутске я попал, — вспоминает Дмитрий Касьяненко. — Денег на билет не было, да и не собирались мы туда... Шли на дискотеку на остров Юность мимо стадиона «Труд», со стороны западной трибуны. Смотрели на счастливчиков с билетами. План проникновения родился мгновенно, после того как увидели инвентарные строительные леса, стоявшие возле фасада: шли какие-то ремонтные работы. Нас, интернатовцев, не нужно было учить пользоваться ситуацией. Если не ошибаюсь, на втором этаже в туалете было окно открыто — видать, для курящих. Нас человек пять было. Проскользнули мигом и устремились на восточную трибуну, обрубив все хвосты в толпе... Мест не было, да и в основное время концерт все стоя смотрели. Мы забрались на бетонный парапет перед первым рядом. Танцевали как умели, подпевали, жгли спички и зажигалки. «Потушите факелы! Не жгите спички и свечи! Ребята, огромная просьба потушить факелы, потому что стадион находится в аварийном состоянии», — сказал не Цой, а какой-то человек, вышедший на сцену. И ещё. Когда закончился концерт, трибуны начали кричать: «Менты — козлы!» Сначала восточная трибуна, когда туда хлынули милиционеры, потом западная... И так несколько раз. Я впервые попал в толпу и в полной мере ощутил стадное чувство. А вообще-то ощущения непередаваемые, даже после просмотра видеозаписи концерта спустя три десятка лет. Что это было? Весна? Мои 15 лет? Или ветер перемен?

— Мы остались в первый день после концерта, было человек восемь наших друзей... Ждали долго, муж говорит — около часа. Уже темно было, когда Виктор вышел. Парни к нему подошли, он очень спокойно отнёсся к их просьбе, подписал всё, — рассказывает иркутянка Анна Шадрина. — У мужа был только календарик. Виктор спросил: «Вы полагаете, здесь будет удобно писать?» Потом подписал. Я от избытка чувств робко сказала: «Виктор, спасибо, что вы есть!» Чуть не умерла от страха... А он ответил: «Вам спасибо, ребята».

Потом он сел в автобус, наш друг сделал жест рукой, как делал Цой, попросил Виктора через окно, и он ответил таким же жестом... Вот и вся история. Ничего особенного. Столько лет прошло, а не забыть... Был ещё второй вечер, когда осталось много ребят, чтобы увидеть Цоя, он подписал много плакатов. Из-за одного мы с мужем поссорились, я хотела забрать его себе, а он пожалел мне его, хотел повесить в общежитии. Разругались в лифте, он разозлился на меня и выбросил плакат в шахту лифта. Дело было на улице Партизанской. Постоянно с ним вспоминаем ту ссору и жалеем, что утром не обратились к лифтёру и не достали плакат. Вернуть бы время назад, да не вернёшь…

Порядок словом, а не дубиной

— Май 1990-го, Дворец спорта, полный стадион. Провинциальные милиционеры — их тогда так называли (помните — «Милиционер в рок-клубе» Юрия Шевчука?), наверное, обалдели от такого народоскопления и очень старались ничего не допустить. Хотели как лучше — получилось как всегда, короче, начиналось превращение милиционеров в ментов. Новая форма, новые дубинки. И по законам классицизма — если в первом акте появляется дубинка, то во втором она дубасит. Но, наверное, самое яркое впечатление оставил этот концерт Виктора Цоя в то, ещё советское, время, — вспоминает ещё один слушатель того концерта, Константин Поздняков, кстати, всем известный продюсер также легендарной иркутской рок-группы «Млечный Путь». — Перед хедлайнерами выступал наш Вадим Мазитов со своим «Принципом неопределённости». Принимал стадион хорошо, стоя аплодировали. Сцена была на футбольном поле, а на газон зрителей не пускали, все томились на трибунах, но пустое зелёное поле перед сценой выглядело как-то неуклюже. Подумалось тогда: сейчас наши отыграют — и запустят всех на зелёную травку. Хиппаны, цветы, любовь… «Принцип» закончил играть, публика вся на взводе. Цой появился: худой, весь в чёрном, только гитара белая. Чётко, ритмично начали без пауз. Одна, вторая, третья песня, а народ на зелёнку не пускают. Тут девчонки давай бежать по полю с ручками и блокнотиками за автографами. Но, как говорится, редкая птица долетит до середины футбольного поля, рывочек на 50 метров, гонка с преследователями, а преследователи — с дубинками. Цой четвёртую песню оборвал: «Эй, полегче, серые!» — это он к милиции обратился. И сыграл незапланированную «Когда твоя девушка больна».

«Серые» попритихли, потом уже не гонялись по полю за юными собирательницами автографов. Лихо Виктор сумел восстановить мир и порядок на стадионе — словом, а не дубиной.

После концерта, когда Виктор проходил в подтрибунное помещение, Таня Дозморова, одна из зрителей с трибун, спросила: «Витя, а какое у тебя отчество?» «Робертович», — смущённо улыбнувшись, ответил Цой, спокойно так, без всякой звёздности. И было видно, что ему приятно отвечать на этот вопрос, и чувствовалось, что не привык он ещё к тому, чтобы его звали по отчеству. По отчеству ещё не звали... Мой приятель Виталий Горюнов тоже был на концерте, и Виктор дал ему автограф на пачке сигарет «Прима» или «Луч». Где теперь эта пачка…

А через три месяца Цоя не стало — не стало большого человека по имени Виктор с отчеством Робертович. Не стало человека, которого слушали и слушались...

После смерти Виктора Цоя медиаидеолог Марина Леско написала: «Вечность не имеет возраста. И тот, кто правильно понял послание, оставленное Виктором, знает, что Цою не 28 лет и не 55. Он всегда был, есть и будет. Просто материализовался в конкретный период истории в отдельно взятой стране. И нет у него ни дня рождения, ни дня смерти. Есть только время прихода и ухода».

Использована информация из книги «Цой и группа «Кино». Памятный альбом». 

Концерт группы "Кино" в Иркутске вошел в историю рок-музыки
Концерт группы "Кино" в Иркутске вошел в историю рок-музыки
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments